Я б в директоры пошел, пусть меня научат...Публичные конкурсы на должности директоров школ – дело для нас совершенно новое и необычное. Тем более, что требования к претендентам смешные – высшее образование (не обязательно даже педагогическое) и три года педагогического стажа. Все! Автор этих строк, например, поработав три года учителем в 1998-2001, вполне может претендовать на должность директора какой-нибудь школы. Впрочем, даже человек, который три года вел кружок художественного свиста в ДЮЦе, может претендовать…

В «директорских» конкурсах, как и в любых других, есть победители и побежденные. А вот четких критериев, увы, нет. По большому счету, их и быть не может. Да, есть тесты на знание законов в области образования, но главное – презентация перспективного плана развития школы. А здесь уж: кто красивее станцует…Побежденные почти всегда считают, что проиграли незаслуженно, – это совершенно нормально. Другое дело, когда так считают все: педколектив, родители учеников, общественные организации с которыми сотрудничает школа.

Формально поводом для этой публикации стало недоумение учителей и родителей двадцать второй кропивницкой школы результатами конкурса. Точнее, даже не так, не против нового, а за старого. Этой школой руководил Борис Стефанович Набока – директор действительно гениальный. В год 50-летия своей педагогической деятельности он ушел с должности директора, которую возглавлял более 35 лет, из числа лучших учителей украинской филологии воспитал компетентного заместителя директора школы Ирину Бигун и подготовил себе достойную смену. Ирина Бигун пять месяцев успешно выполняла обязанности директора – все были довольны и никто «перемен» не требовал. Но 17 апреля конкурс на должность директора неожиданно для всех выиграла учительница начальных классов из школы «Мрия» Татьяна Бутакова. Неожиданно, потому что учителя и родители, обратившиеся в редакцию, говорят, что Т. Бутакова даже знакомиться не приходила с колективом школы и родителями – просто подала документы, не глядя. Против Бутаковой никто ничего не имеет, что можно иметь против человека, которого привезли в школу для представления 2 мая через две недели после конкурса? Но как же школа?

Однако разговор с Борисом Набокой, доцентом кафедры педагогики и менеджмента ЦДПУ им. В. Винниченка и начальником управления образования Городского совета города Кропивницкого Ларисой Костенко получился не только и не столько о двадцать второй школе, сколько о директорах школ вообще, об изменении законодательства, конкурсах и т.п.

Борис Набока: «От директора зависит все!»

60-80-е годы были «золотыми десятилетиями расцвета педагогической мысли» в нашей области. В. Сухомлинский, И. Ткаченко, А. Хмура, Н. Калиниченко, А. Резник, С. Максютин. Эти имена гремели на всю страну. Почему? Все эти директора обладали даром стратегического мышления, научного предвидения развития коллектива учителей и учащихся. Разработали авторские концепции и на практике обосновали их жизнеспособность. Успешно защитили диссертации, стали кандидатами педагогических наук. Потому что директор-профессионал – это ученый, исследователь, новатор, а не манипулятор.

Как я стал директором школы? Более семи лет работал учителем, классным руководителем, руководителем городского методического объединения учителей. После учебы на двухмесячных курсах меня назначили заместителем директора по воспитательной работе. Проработал два года и меня рекомендовали на учебу на двухмесячных курсах заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. В течение трех лет, зарекомендовав себя на этой должности, мне предоставили возможность учиться три месяца в Киеве на курсах директоров средних школ. Организаторами курсов были Министерство образования, Институт повышения квалификации руководящих кадров образования. Полученные знания, а не диплом с отличием, давали мне возможность быть назначенным на должность директора школы.

Крайне удивлен, работой комиссии, которая допускает человека без опыта управления (хотя бы год работы заместителем директора) и соответствующего образования претендовать на должность директора школы. В нашем педагогическом университете десять лет успешно реализуется магистерская образовательно-профессиональная программа «Управление учреждениями образования» по специальности «Менеджмент». Там институционной формой обучения готовят именно директоров школ. Нет мотивации! Знаменка, Александрия, Николаевская, Одесская и Днепропетровская области делегирует своих учителей на учебу в магистратуру. В Кропивницком этим практически не пользуются, и так все готовые директора.

Но магистратура, наверное, платная?

Да, но весь курс обучения стоит гораздо меньше одной месячной зарплаты директора школы. Так что это не та сумма, из-за которой стоит отказываться от знаний. Я учусь всю жизнь, подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, занимаюсь самообразованием, изучаю и мультиплицирую инновационный опыт директоров школ, руководил экспериментальной научно-методической лабораторией информационных технологий КОИППО, подготовил 20 пособий авторской серии «Азбука управления школой», разработал для магистрантов курс лекций по менеджменту в образовании. Почему сегодня считается, что директор учиться не должен? Что любой неподготовленный человек может прийти, провести презентацию и стать директором школы?

Поймите, я сопереживаю Ирине Бигун, а Татьяна Бутакова, наверное, хороший учитель младших классов. Но этого мало, чтобы стать хорошим директором. Лучшие годы своей жизни я отдал школе на Горном. Воспитал плеяду учителей, руководителей школ. Это уникальная школа, а Горный – замечательный уголок нашего города. У нас отличные учителя, прекрасные дети, сплоченный родительский коллектив, своя педагогическая философия воспитания. Нельзя допустить, чтобы кто-то пришел и, не понимая этой философии, отбросил то, что десятки лет создавалось многими поколениями учителей.

Но это ведь не только от директора зависит.

От директора зависит все! Я называл имена замечательных директоров 60-80-х. Давайте назовем директоров 90-х и последующих годов. Это Анатолий Коротков и Виктор Поярков, Виктор Громовой и Маргарита Борисова, Галина Войная и Наталья Чередниченко, Любовь Краснова и Светлана Пахомова. Это неординарные личности, которые постоянно учились, творчески трудились, целенаправленно создавали свои авторские школы. Хороший директор сумеет привлечь талантливых педагогов, дать им возможность развиваться, создать такую атмосферу в школе, что и дети, и учителя будут идти туда с радостью. Но это не происходит вдруг, для этого нужны годы упорного труда и постоянного самообразования.

У Бориса Набоки немало претензий и к проведению конкурса.

Главное! В Законе Украины «Об образовании» сказано, что региональное положение о конкурсе на должность директора разрабатывается на основе Типового положения, утвержденного МОН Украины.

15 февраля горсовет утвердил ВРЕМЕННЫЙ «Порядок назначения руководителей учреждений образования города Кропивницкого». В решении горсовета сказано, что этот временный порядок действует до утверждения МОН Украины Типового положения о конкурсе на должность руководителя учреждений образования.

Министерство утвердило Типовое положение 28 марта, 16 апреля оно было зарегистрировано в Минюсте. А на следующий день, 17 апреля, в Кропивницком провели конкурс в соответствии со своим, временным, порядком. В чем смысл нарушать закон и в чем причина такой поспешности?

В соответствии с министерским положением, претендент на должность директора, должен был посетить школу, познакомиться с членами коллектива, увидеть ее оформление и оценить материально-техническую базу, а потом уже разрабатывать перспективный план развития. Это логично. Я не понимаю, план развития чего представляла Бутакова, если она не осмыслила базовых истин, а только использовала фотографии с нашего сайта. 

Тесты якобы на знание законодательства, которые разработало управление образования, удивляют своей некорректной формулировкой. Скажите, вопросы типа «сколько разделов в положении таком-то?» или «сколько разделов в законе?» имеют отношение к знанию законодательства в сфере образования? Зачем директору школы считать разделы? У него на рабочем электронном столе находится вся нормативная база, он может в любой момент посмотреть любой закон, уточнить свои знания. Но он должен знать, какой именно закон ему нужно искать, где, какие поправки туда вносились, какие министерские рекомендации обеспечивают эффективную реализацию этого закона. Вот в чем профессионализм менеджера.

Почему не были объявлены критерии оценки этих тестов? Почему конкурсантам после проведения тестов не показали их работы и не назвали правильных ответов?

Придерживались ли члены комиссии принципам гражданского общества? Трудовой коллектив и родители школы, общественные организации приняли решение о том, что рекомендуют на должность директора школы Ирину Бегун. Почему их мнение не просто не учли, а даже не озвучили? 

Борис Набока говорит также о том, что на сайте управления образования вовремя о конкурсе не сообщили. А свои перспективные планы конкурсанты представляли наедине с членами комиссии, другие претенденты, учителя и родители их не видели. 

Лариса Костенко: «Школе нужен свежий взгляд».

Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника управления образования Ларису Костенко.

Такое решение приняла конкурсная комиссия, а не я, я не глава этой комиссии, но могу сказать свое мнение: если бы вы видели презентацию перспективного плана Татьяны Бутаковой, у вас бы тоже не было сомнений. Мы в прошлом году проводили конкурсы директоров, в этом году семь конкурсов. И эта презентация была на порядок лучше всего, что мы видели и в прошлом, и в этом году. У Бутаковой два образования – педагогическое и экономическое. И мы увидели на презентации пошаговый перспективный план именно управления школой, а не просто какие-то идеи, оторванные от реальности.

Я не скажу, что презентация Ирины Бигун была плохой. Она тоже была хорошей, но...

А почему эту презентацию никто не видел?

Мы не допускаем на презентации других конкурсантов. Почему? Потому что часто люди говорят об одном и том же. С одной стороны, послушав другого конкурсанта, человек может растеряться: повторять то же самое как-то глупо. С другой стороны, в таком случае возможен плагиат идей – услышал что-то интересное у коллеги и развил эту мысль у себя.

А журналисты, родители, общественность могут приходить и смотреть презентации. Но о них же никто не знал. Информация о конкурсе была опубликована заранее?

Информация была опубликована на сайте управления образования. И почему при этом о конкурсе не знали, я не могу сказать.

А почему не было учтено мнение учителей и родителей? Ведь если все родители хотят, чтобы директором оставалась Бигун, то, наверное, они что-то знают. Да и новому директору, наверное, будет сложно в такой ситуации.

В положении о конкурсе (ни в нашем, которым мы раньше пользовались, ни в министерском, которое мы сейчас получили) такие письма не учитываются. Что касается «будет сложно», то человек понимал, на что идет. Будем надеяться, что она найдет общий язык и с родителями, и с коллективом.

Контракт с Татьяной Бутаковой заключен всего на 1 год и 4 месяца. И мне бы очень хотелось попросить коллектив 22-й школы: давайте дадим ей шанс. В августе 2019 года опять будет конкурс. И я не вижу причин, которые помешают Ирине Бигун принять в нем участие. Я не вижу причин, которые бы помешали ей, с ее опытом управленческой деятельности, принять участие в конкурсе на должность директора какой-то другой школы.

Потому что проверки показывают, что в этой школе далеко не все хорошо. Но люди, которые работают там десятилетиями, этого просто уже не замечают. Не видят проблем, не видят способов их решения. Там просто необходим свежий взгляд.

В прошлом году похожая ситуация (хотя и не настолько серьезная) была во второй школе, куда пришел директор, которого до этого тоже в школе не знали и приняли довольно насторожено…

И сегодня в школе все уже в порядке. Там очень много сделано за год, именно потому, что человек посмотрел на школу свежим взглядом и увидел, что там нужно срочно менять.

Я вообще считаю (но это мое личное мнение), что лучше, когда новый директор приходит в школу со стороны. Потому что в коллективе уже сложились отношения. И если директором становится завуч этой же школы, то ничего не меняется. А если приходит новый директор, то все мобилизуются.

У нас есть в педагогическом университете магистратура по специальности «Менеджмент», почему в Кропивницком претенденты на должность директора там не учатся?

Учатся, хотя и не так много людей. Обязать претендентов мы не можем – нет такого в положении, что человек должен иметь степень магистра именно по этой специальности. Но здесь я полностью согласна с Борисом Стефановичем. Я тоже считаю, что специальное образование – это большой плюс. И, думаю, очень скоро мы придем к тому, что и претенденты, и директора будут получать специальное образование. Они будут учиться, когда увидят ценность этого образования для себя.

Я тоже читаю там небольшой курс и вижу, что большинство магистрантов – выпускники вуза, которые еще в школе не были. Нельзя сказать, что эта магистратура для них бесполезна, но они часто не понимают, что и для чего учат. В идеале, человек должен поработать в школе пару лет, потом окончить магистратуру, поработать заместителем директора, а уже потом претендовать на должность директора. Но это в идеале.

Ольга Степанова, «Украина Центр». 24.05.2018